СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ
ЦЕНТР ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ «ТРЕЗВОЕ ДЕЛО» ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ (НЕВСКОГО)
Леднев Е.С
В современном обществе страсти алкоголизма, табакокурения и наркомании достаточно широко распространены. Святитель Василий Великий в беседе «На упивающихся» говорит: «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, чрез сластолюбие вторгающийся в душу…» [Святитель Василий Великий, 2012, 684].

Проблема потому и приобретает такой масштаб, что произрастает из поврежденной духовности, поражающей в свою очередь психологическую и физиологическую природу человека. Каждый человек с рождения наделен естественной, природной трезвостью, однако впоследствии она утрачивается. А ведь трезвость является не просто ценностью, а ценностью фундаментальной [Клюшникова, 2022, 17], утрата которой приводит к разрушению всей системы ценностей человека, начиная от потери целомудрия, здоровья, социальных связей, работы, отношений с близкими до самого главного – утраты связи с Богом, и как следствие – лишения вечного спасения души и Небесного Царствия.

Восстановить утраченную трезвость самостоятельно, в одиночку, практически невозможно. Но объединившись, с упованием на помощь Бога, возможным становится и это. Восстановление трезвости и стало отправной точкой в работе Общественной организации «Трезвое Дело», руководителем которой я являюсь с момента её основания.

Работа Центра выстроена по методике Г. А. Шичко, органично совмещенной с принципами православного вероучения, включая традиции христианской аскетики и святоотеческого наследия. Религиозный компонент выступает неотъемлемой частью программы реабилитации [Концепция, 2014].
Леднев Евгений Сергеевич, руководитель Центра восстановления и развития личности «Трезвое дело», координатор трезвенной работы Скопинской епархии
Центр восстановления и развития личности «Трезвое Дело» действует под омофором епископа Скопинского и Шацкого Питирима (Творогова). На фотографии: владыка Питирим даёт интервью Проекту «Двенадцать» о Центре «Трезвое Дело»
Небесным покровителем Центра «Трезвое Дело» является святитель Макарий (Невский), митрополит Московский, известный вдохновитель и участник трезвеннического движения в России начала ХХ века. Владыка Макарий, будучи назначен 25 ноября 1912 г. митрополитом Московским и Коломенским, так же как и в Сибири, уделял большое внимание трезвеннической работе с паствой. 29 августа 1913 г., во всероссийский День трезвости, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, Владыка совершил в Москве торжественные богослужения и возглавил крестный ход, где было зачитано и роздано его архипастырское воззвание. В последнем народное отрезвление рассматривалось как важнейшая не только религиозная, но и государственная задача: «Поистине святой долг каждого любящего родину русского человека – не поддерживать в народной жизни господство пьяных обычаев, а всячески бороться с ними, исторгать их из повседневной жизни» [Леднев, 2018]. Еще будучи епископом Томским, владыка Макарий благословлял открытие обществ Трезвости и покровительствовал им. Он говорил: «Пора же, наконец, нам опомниться, пора всем нам проснуться от той равнодушной и спокойной спячки, благодаря которой пьянство в жизни народной разливается все более и более, как стремительный, бурный поток» [Святитель Макарий, 2020].

В нашем Центре свято хранится прижизненная фотография святителя с его собственноручной подписью: «Боголюбивой рабе Божией Анне на молитвенную память. Макарий Митрополит Московский. 5 мая 1916 г.» В ноябре 2016 года к этой святой реликвии присоединилась еще одна святыня, икона святителя Макария с частицей его святых мощей.

16 июня 2016 года архимандрит Афанасий (Культинов) поддержал решение начать работу по организации помощи зависимым [Поездка, 2016]. В этот день архимандрит Афанасий благословил меня, будущего руководителя Центра, словами: «Вопрос этот очень злободневный на сегодняшний день. Чтобы Господь в лице возглавляющего Евгения Сергеевича дал сил, крепости, а мы будем поддерживать его своею молитвою, и чтоб принес в наше дело плод. Одно дело — это разговоры, другое — это, чтобы семя, посеянное в землю, потом дало росток, росток дал стебель, стебель дал цветение, а цветение дало плод. Тогда мы будем рады, для этого требуется время…» [Благословение, 2022].

Первый опыт был осуществлен в июле 2016 года: первая группа зависимых из 4-х человек разместилась в селе Ясенок, Ухоловского района, в приходском доме священника при Храме Покрова Пресвятой Богородицы, пустовавшем более трех лет, который мы и отремонтировали. Методика Г. А. Шичко на сегодня уже воплощена в Программе, которая за несколько лет приобрела четкую форму, зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий получить устойчивый результат еще и потому, что воспитанники ежедневно совершают молитвенное правило, принимают участие в Богослужениях и Церковных таинствах.

13 августа 2016 года насельники Центра вновь съездили к архимандриту Афанасию, который порадовался благому начинанию и благословил центр «Трезвое Дело» писаной иконой святого мученика Вонифатия с частицей его мощей, привезенной им из Рима.

Центр восстановления и развития личности «Трезвое Дело» действует в Скопинской и Шацкой епархии под омофором епископа Питирима (Творогова). О Центре «Трезвое Дело» после первого своего посещения 14 июля 2021 года Преосвященный Владыка написал: «Я лично посещал реабилитационный центр им. свт. Макария Невского „Трезвое дело“, который помогает наркоманам и алкоголикам освободиться от зависимости по методу Шичко. Руководитель Центра Евгений Леднев – мой старый знакомый. Мы с ним почти двадцать лет назад трудились вместе в тюремном отделе Троице-Сергиевой Лавры. Центр у него уникальный! Там царит атмосфера доверия и любви. Нет той профессиональной казенщины и церковной принудиловки, которые нередко царят в подобных православных учреждениях, где заставляют ходить на долгие монастырские службы, следят, обыскивают и давят на и без того расшатанную психику. Здесь же бывшие (можно смело употреблять это определение) алкоголики и наркоманы сами признаются, что нигде не чувствовали себя такими свободными и уверенными в победе над недугом. И воцерковление этих замечательных ребят и девчат (посмотрите, какие они все красивые!) идет успешнее, чем если бы им денно и нощно твердили о посте и молитве. Огромная благодарность Евгению за его ежедневный подвиг! А его подопечным - счастья в новой жизни с Богом!» [Питирим, 2022].

Владыка часто посещает Центр и духовно окормляет его воспитанников, часто совершает богослужения в Храме Покрова Божией Матери с. Ясенок, – месте расположения Центра [Проповедь, 2022].

С лета 2017 года у Общественной организации «Трезвое Дело» уже есть в собственности помещения бывшего детского сада, где в настоящее время и ведется работа по оказанию помощи людям, попавшим в зависимость от алкоголя, табака и других наркотиков.

Метод освобождения от алкогольной зависимости Г. А. Шичко [Зверев, 2021] направлен на изменение отношения к алкогольной идее, умение отделить от себя злую запрограммированность, что становится возможным, если обратиться к покаянию и решительно возненавидеть этот грех. Следствие работы над собой – обретение противоположной пьянству добродетели – Трезвости.

Важно понять, что употребление алкоголя не является естественным для человеческого организма. Человек рождается трезвым, Господь не влагает в сознание младенца тяги к одурманивающим веществам. Если предложить ребенку алкоголь, то ему будет отвратителен его вкус. Но что происходит потом? Уже начиная с детсадовского возраста малыши начинают чокаться бокалами с соком и газировкой, на праздники им покупают детское шампанское. В подростковом возрасте дети ждут совершеннолетия, и символ взрослости – это, конечно, бокал вина или шампанского. Многие подростки не ждут и приближают момент «взрослости», начиная пить лет с 14, а то и раньше. Во всем виновата социальная запрограммированность [Зверев, 2021, 40].

В чистое сознание ребенка почти с рождения входит представление о том, что алкоголь – это хорошо. Постепенно человек внушает себе, что алкоголь «помогает справиться с проблемами» – стеснительный подросток становится смелым, проблемы уходят на второй план, становится легче общаться с людьми. Алкоголь, сначала бывший «добрым другом» очень быстро порабощает своих поклонников. Именно поэтому глубинная причина алкоголизма заключается в запрограммированности сознания. Зависимый человек действует на автоматизме, в его сознание заложена программа, рефлекс. Метод Г.А. Шичко позволяет разрушить этот автоматизм.

Открытия Геннадия Андреевича Шичко, сформировавшие его Метод избавления от социально-запрограммированных вредных привычек, основаны во многом на учении нашего земляка, всемирно известного ученого, академика И. П. Павлова, учеником которого он являлся. Человек – дитя своего времени, осваивая нормы и правила жизни в обществе, он, подобно знаменитой собаке Павлова, которой даже боль становится приятной, если за ней следует положительное подкрепление, впитывает в себя социальные установки, по сути своей являющиеся набором программ. Они могут быть разными. Разрушающие программы направлены на «дрессировку» человека по отношению к алкогольным и табачным интоксикантам. Положительное подкрепление здесь создают закуска, общение, чувство взрослости, закладывающее основы Теории Культурного Умеренного Пития, широко распространенной в нашем обществе.

Возможно ли воздержание от алкогольного яда? Воздержание – это христианская добродетель. Воздержание может относиться только к вещам естественным – есть мера в еде, есть и воздержание. Воздержание в пище, слове, супружеских отношениях – возможно.

Говоря о неестественных для человека вещах, неверно употреблять слово «воздержание». Употребление алкоголя — это неестественное для человека действие, поэтому мы в своей методике не говорим «надо воздерживаться». Чтобы правильно понять, что такое «воздержание» и что такое «трезвость» необходимо прибегнуть к основной цели программы реабилитации – РАЗЛИЧЕНИЮ. Именно на уровне мыслей и слов люди должны иметь различение. Сам Господь сказал в Евангелии, что из сердца человеческого исходят злые помыслы и оскверняют человека. Чтобы мысль не вела ко греховному поступку надо вовремя различить, не закралась ли в эту мысль какая-то ложь, смешанная с правдой, какое-то искаженное понятие. Н. К. Зиновьев в своей книге «Жизнь без алкоголя и табака» [Зиновьев, 2016] изложил причины возникновения и развития алкогольно-табачной зависимости и описал действия, при помощи которых можно избавиться от алкоголя и табака. Автор называет в качестве необходимого условия получения устойчивого результата сочетание глубоко научного метода Г. А. Шичко с вечными православными ценностями, что уничтожает в сознании человека саму мысль о возврате к пьянству и курению табака.

В самом начале работы по методу Г.А. Шичко человек заполняет анкету, карту самоанализа. В ходе самоанализа он по сути описывает всю свою жизнь, вспоминает первое осознанное впечатление отравления алкогольным ядом (слово алкоголь имеет положительную коннотацию, поэтому мы употребляем именно выражение «алкогольный яд»), когда он сознательно увидел кого-то с рюмкой, когда он сам впервые отравился, какие были ощущения, когда это начало нравиться, когда вызывало отторжение, какие значимые люди в его жизни повлияли на этот выбор. Это дает возможность посмотреть со стороны, как он в это вошел, как развивался, что это принесло в жизни, кто вокруг страдал, кто сейчас его поддерживает, насколько важна работа, к которой он приступает.

Г. А. Шичко обосновал непреходящую ценность собственноручного письма на бумаге, которое многократно улучшает осмысление и усвоение содержания написанного. Ведь, прежде чем что-то написать, мы сначала слагаем нужную мысль про себя, а затем излагаем её на бумаге. Здесь работает особенно важный в нашем случае механизм – взаимосвязь мелкой моторики руки и мысли.
Дневник – это еще и инструмент передачи информации из сознания в подсознание. Поэтому он пишется перед сном, по определенным правилам и форме. Дневниковая работа позволяет разрушить прежнюю вредную алкогольную программу, действующую в подсознании, и сформировать новую трезвенническую программу поведения.

В качестве примера приведу фрагмент дневниковой записи:
  1. Некоторые люди отравляются алкогольным ядом при встрече с друзьями.
  2. Они это делают для того, чтобы получить удовольствие, более раскрепощенно пообщаться, они считают, что алкогольный яд сделает их встречу более приятной. Почему они так думают? Потому что в их сознании есть запрограммированность. Так злая программа (грех, страсть) заставляет их выполнять чужую волю.
  3. Что в этом ошибочного и плохого? Почему плохо при встрече с другом отравляться алкогольным ядом? - Наносится урон организму - Общение становится примитивным и плоским - такое общение может привести к появлению идей, которые приведут к плачевным результатам – драке, ссоре.
  4. Последним пунктом в дневнике прописывается правильная модель поведения: «А я как мудрый человек при встрече старого друга делаю так – и здесь пишем не менее трех вариантов трезвого поведения. Например: я предлагаю ему выпить кофе, я приглашаю его ко мне в гости, я показываю ему фотографии своей семьи в телефоне.

Таким образом, детально прописываются совершенно разные ситуации – например, некоторые люди приходят с работы уставшими (тут можно подставить множество разных ситуаций: при ссоре с любимым человеком, при неприятностях с родственниками, при школьных проблемах у детей) хотят отравиться алкогольным ядом, и дальше так же, как и в первом примере, разбираем, почему они это делают, что в этом ошибочного и что делаю я в такой ситуации как мудрый человек.

Работа по обретению утраченной трезвости в нашем центре «Трезвое дело» базируется на желании обратившегося за помощью человека избавиться от проблемы зависимости от самоотравления.

Средняя продолжительность курса реабилитации в центре «Трезвое дело» составляет 6 месяцев. Основа курса – занятия, на которых разбираются причины и структура зависимости. Формирование трезвых установок опирается на дневниковую работу, включающую в себя самоанализ, переосмысление и изменение своих взглядов и убеждений. Проводятся групповые встречи, обсуждения трезвеннических материалов, выступления и диспуты на тему обретения трезвости, где каждый воспитанник уже через месяц может проверить себя на осознанность и логичность своих суждений, выступив перед соратниками.

Все проживающие в центре обязательно служат друг другу, несут по очереди дежурства, выполняют послушания, обязательно участвуют в совместной трапезе.

Органично обогащается и духовная жизнь воспитанников, которая наполняется знаниями о Боге, Господе нашем Иисусе Христе и Церкви, имеет свое системное практическое воплощение в ежедневном молитвенном правиле, Богослужении, участии в Таинствах Исповеди и Причастия, заботе о благоустройстве Храма. Навыки христианской жизни воспитанников в условиях общежития, по сути своей, бесценны, так как благодаря им воспитывается смирение, терпение в отношении соратников и самого себя, прощение, потребность во взаимном служении, понимании и любви. Только так человек может раскрыться во всей своей полноте и красоте пред Богом и ближними. «Невольник – не богомольник» – говорит мудрая пословица. Так и в Центре «Трезвое Дело» всё построено на добровольности, доверии и открытости. Человек, не желающий работать над собой, волен покинуть Центр в любое время.

Наша организация по сути своей является общиной христиан, совместно осуществляющих важнейшую работу над собой по освобождению от страсти пьянства, табакокурения, наркомании, игромании, ведущих по мере своих сил и наработанных навыков трезвый, христианский образ жизни в духе взаимной любви и доверия. Так постепенно, но, как правило, с положительной для себя динамикой человек преображается не только внешне, но и внутренне.

Мы совместно заботимся о нуждах всех членов нашей организации, не только о бытовых и хозяйственных, но ставим своей задачей к каждому найти свой подход. Приехавшие в Центр новички в подавляющем большинстве своем только в Центре взяли впервые молитвослов в руки, впервые услышали слово «Евангелие». Поэтому их добровольный и осознанный шаг в своем воцерковлении особо ценен и рассматривается как устойчивый результат восстановления утраченной трезвости. Центр использует в своей практике обеты Трезвости. Многие воспитанники по окончании реабилитации дают Обеты Трезвости на разные сроки. Так, Преосвященнейшим Питиримом, епископом Скопинским и Шацким, дважды был совершен чин Обета Трезвости перед Новогодним богослужением в нашем Храме Покрова Божией Матери села Ясенок, 1 января 2022 и 1 января 2023. Обет Трезвости дали в общей сложности за время работы Центра «Трезвое Дело» более двадцати пяти человек

Из внимательных и заботливых старожилов, восстановивших свою трезвость, сложилось активное ядро организации, продолжающее укреплять репутацию центра и по завершении освоения Курса. Двери Центра открыты для гостей, которые тут бывают постоянно. Это и выпускники, и родственники будущих воспитанников, и официальные лица из различных учреждений. Мы часто бываем в школах с уроками трезвости, выступаем по радио, телевидению, в печати.

Следствием успешной работы Центра стал телевизионный Проект «Двенадцать», созданный при поддержке Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви в целях реализации мер национального проекта «Демография». Деятельность организации и съемки проекта так же поддержал своим благословением и участием Преосвященный Питирим, епископ Скопинский [Интервью, 2022].

«Двенадцать» – это документальный фильм о том, как избавиться от алкогольной зависимости. Сьемки проходили в реабилитационном центре «Трезвое Дело» на рубеже 2021/2022 годов, и в течении трех месяцев фильм показывали на телеканале «Спас» Центрального телевидения. Кроме этого, статьи о Центре «Трезвое Дело» были опубликованы в нескольких печатных изданиях, таких как журнал «Православное Слово», газетах «Мещерская сторона», «Колос», «Панорама» Рязани. Я неоднократно выступал на радио «Радонеж» в программе «Любовь и верность» Валентина Лебедева [Радонеж, 2020], на радио «Вера», семейном телеканале «Радость моя». В 2018–2019 годах проводил Уроки Трезвости в школах и детских домах г. Москвы [Внуково, 2019] и р/п Ухолово, в Воскресной школе протоиерея Олега Кузьмина в р/п Сапожок. Проводил лекции о Трезвости при храмах г. Москвы. [Клименко, 2020]. В Дмитровском благочинии г. Дмитрова Московской области я проводил семинар среди священников на тему «Пастырское душепопечение людей, страдающих алкогольной зависимостью» [Семинар, 2019].

Важно увидеть преемственность в духовной составляющей метода Г.А. Шичко и учения святых отцов Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст предупреждает: «Не упивайтеся, говорит, вином, в нем же есть блуд. Оно не спасает, а губит не только тело, но и душу» [Творения, 1905, 158].

Следуя Евангельскому учению, многие святые отцы Православной Церкви говорили о Трезвости, призывали к этому монахов и мирян. Вот что пишет преподобный Иосиф Волоцкий в своей Духовной грамоте (Предание 7-е, яко не подобает во обители быти питию, от негоже пиянство бывает):
«…имеяху бо вино во всех монастырех, и в древних и в нынешних, но до пиянства его не пияху <…> [В русской земле] ин закон: аще имеем питие пиянственое, не можем воздержатися, но пием до пиянства <…> И таковаго ради обычая и погибельнаго нрава и греховнаго навыкновения, не подобает во обители имети пития, от негоже пиянство бывает…» [Устав].

Тема Трезвости в учении Церкви встречается практически везде.
Святые отцы учат нас и тому, что ум должен стоять на страже сердца, на страже помыслов и не давать им далее развиваться в направлении падения. За каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Василий Великий говорит: «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, чрез сластолюбие вторгающийся в душу…» [Святитель Василий Великий, 2012, 684].

Устойчивые результаты в труде по восстановлению утраченной трезвости выпускников Центра «Трезвое Дело», накопленные нами в течении более чем шести лет, убеждают в том, что методика Геннадия Андреевича Шичко помогает человеку развить в себе умение различать, видеть четкую грань между добром и злом, личностью и деструктивной программой самоотравления.

В программе Формирования Трезвых Убеждений главной целью является восстановление в человеке нравственности, то есть способности различать в социальной сфере добро и зло, в области сознания – правду и ложь, в области духовного состояния - личность и грех (страсть, программу, врага), на уровне социальных явлений, личных поступков и привычек, а также на уровне мыслей и слов (правильных формулировок).Святые отцы учат нас ставить ум на страже сердца, на страже помыслов и не давать им далее развиваться в направлении падения. Методика Г.А. Шичко, успешно применяемая в нашем Центре, благодаря своей научности и детальной проработке позволяет на деле применить святоотеческое наследие.

И это только начало. Впереди у Центра долгий путь наращивания устойчивых результатов. Вот лишь некоторые из них: выпускники Центра создают семьи, восстанавливают разрушенные отношения с родственниками. Наш Центр знает вся Россия. И признак того – весенний Слет трезвости, который в этом году организован на базе Центра восстановления и развития личности имени святителя Макария (Невского) «Трезвое Дело» в с. Ясенок Ухоловского района Рязанской области. Участниками слета являются более 150 человек, в ряды которых естественным образом вливаются наши выпускники и воспитанники центра. Для всех нас всероссийский слет трезвости — это плодотворная среда, совмещенная с насыщенной образовательной программой, где самые опытные и интересные учителя трезвости делятся своим опытом.
Список источников и литературы
Благословение (2022) – «Благословение Центру «Трезвое Дело» Архимандрита Афанасия» [видео из Youtube, 0:32] // «Трезвое дело». 2022. 4 марта. URL: https://www. youtube.com/watch?v=6EhJ11vuyyI (дата просмотра: 02.04.2023).

Внуково (2019) – «Урок Трезвости 4 класс Внуково. 12 февраля 2019.» [видео из Youtube, 44:42] // «Трезвое дело». 2019. 13 февраля. URL: https://www.youtube.com/ watch?v= UIGJqc88jsw (дата просмотра: 02.04.2023).

Зверев (2021) – Зверев А.А. Инструкция по освобождению от особо опасного вида социального паразитизма. Тюмень : Трезвая Тюмень, 2021. 204 с.

Зиновьев (2016) – Зиновьев Н.К. Жизнь без алкоголя и табака. М. : ИТРК, 2016. 240 с. Интервью (2022) – ««12». Владыка Питирим (Творогов) интервью. «Трезвое Дело»» [видео из Youtube, 40:06] // «Трезвое дело». 2022. 14 января. URL: https://www. youtube.com/watch?v= hGGCGMhSmQw (дата просмотра: 02.04.2023).

Клименко (2020) – Отзыв диакона Иоанна Клименко о Центре «Трезвое Дело» : Рассказ о посещении реабилитационного центра под Рязанью 7–8 июля 2020 года [видео из ВКонтакте, 5:38] // Персональная страница Татьяны Клименко ВКонтакте. 166 URL: https://vk.com/video191071637_456239420 (дата просмотра: 02.04.2023).

Клюшникова (2022) – Клюшникова Е.А. Трезвость в категориях метода «Порядок следования целей»: Педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 17–25.

Концепция (2014) – Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма [электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. 2014. 25 июля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3696047 (дата обращения: 02.04.2023).

Леднев (2018) – Леднев Е.С. Митрополит Макарий (Невский) как покровитель и участник трезвеннического движения 1901–1916 годов [электронный ресурс] // Трезвое дело. 2018. 8 сентября. URL: https://трезвое-дело.рф/svyatyni/pokroviteltrezvennicheskogo-dvizheniya (дата обращения: 02.04.2023).

Питирим (2022) – Питирим (Творогов), еп. Слово о Центре «Трезвое дело» [электронный ресурс] // Трезвое Дело. 2022. 1 февраля. URL: https://trezvoe-delo.ru/ slovo-o-tsentre (дата доступа: 02.04.2023).

Поездка (2016) – Информация о поездке к архимандриту Афанасию [электронный ресурс] // Группа Трезвое дело ВКонтакте. 2016. 12 августа. URL: https://vk.com/ wall-123959209_100 (дата обращения: 02.04.2023).

Проповедь (2022) – «Проповедь епископа Питирима (Творогова) в день памяти мученика Вонифатия.01.01.2022» [видео из Youtube, 07:43] // «Скопинская епархия». 2022. 1 января. URL: https://www.youtube.com/watch?v= L0LFbwYDQ4E (дата просмотра: 02.04.2023).

Радонеж (2020) – «Евгений Леднев, руководитель организации “Трезвое Дело.” Тема: “Воспитание трезвости.”» [видео из Youtube, 56:25] // «Трезвое дело». 2020. 8 февраля. URL: https://www.youtube.com/watch?v= Izp_K2iHdFk (дата просмотра: 02.04.2023).

Святитель Василий Великий (2012) – Святитель Василий Великий. Творения. В 2 т. Том 1. М. : Сибирская благозвонница, 2012. 1135 с. Святитель Макарий (2020) – Святитель Макарий (Невский). Архипастырское воззваніе къ возлюбленнымъ о Христе Чадамъ Церкви Московской въ день праздника трезвости, 29 августа 1913 г. // Трезвое дело. 2020. 13 октября. URL: https:// trezvoe-delo.ru /svyatyni/den-trezvosti (дата обращения: 02.04.2023).

Семинар (2019) – «Семинар на тему „Пастырское душепопечение людей, страдающих алкогольной зависимостью“» [видео из Youtube, 1:29:24] // «Трезвое дело». 2019. 5 марта. URL: https://www.youtube.com/watch?v= q39P1SNk9x8 (дата просмотра: 02.04.2023).

Творения (1905) – Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : Т. 11. Книга 1. СПб. : Изд-е С.-Петерб. духов. акад., 1905. 1008 с.

Устав – Устав преподобного Иосифа Волоцкого [электронный ресурс] // Монастырский хронограф. URL: http://www.monasterium.by/ustavy_i_dokumenty/ustavy/ ustav-prepodobnogo-iosifa-volotskogo (дата обращения: 02.04.2023).
Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский
Фото 3 (вверху). Прижизненная фотография святителя Макария с его собственноручной подписью, хранящаяся в центре «Трезвое дело». Из семейного архива Леднева Е.С. Фото 4 (справа). Икона и фотография Святителя Макария с частицей мощей
Фото 9. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим и руководитель центра «Трезвое Дело» Е.С. Леднев Фото 10. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим в гостях у центра «Трезвое Дело»
Фото 11. Архиерейское богослужение в храме Покрова Божией Матери села Ясенок Фото 12. Владыка Питирим и Евгений Леднев на встрече с учащимися Электротехнического колледжа города Скопина
Фото 13–15. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим вручает обетные грамоты после совершения чина обета трезвости
Фото 16 (слева вверху). Слева направо: Евгений Леднев, Владимир Жданов и иерей Владимир Серебрянников Фото 17 (слева внизу). Евгений Леднев в гостях у Московской общины Трезвости «Трезвое Дело» Фото 18 (вверху). Три учителя трезвости. Слева направо: Виктор Пономарев – физиолог, преподаватель по избавлению от зависимостей, автор YouTube канала «Учитель трезвости», диакон Иоанн Клименко – руководитель Замоскворецкого общества трезвости, Евгений Леднев – руководитель центра «Трезвое дело»
Фото 19–20. Владыка Питирим проводит беседу в центре «Трезвое дело»